Перевод

Петра Гнедича

Постановка

Деклан Доннеллан,

(Великобритания)

Сценография

Ник Ормерод,

(Великобритания)

Режиссёр-ассистент

Наталья Колотова

Педагог-репетитор

Валерий Галендеев

Музыка

Светланы Лавровой

Награды спектакля

  • Театральная премия "Золотая маска"
  • Постановка осуществлена при поддержке Британского совета и при участии театра "Чик бай Джаул"

Премьера состоялась

30 октября 1997 года

Продолжительность

2 часа 30 минут

Видеозапись Театра

(съёмка 2014 года)
Действующие лица и исполнители

Леонт

Пётр Семак

Архидам; Житель деревни

Александр Кошкарев

Утрата

Полина Приходько

Старый Пастух

Адриан Ростовский

Клеомен

Олег Гаянов

Придворная дама

Екатерина Решетникова

Автолик

Сергей Власов

Судья; Житель деревни

Артур Козин

Офицер; Флоризель

Евгений Серзин

Молодой Пастух

Олег Рязанцев

Паулина

Вера Быкова

Придворная дама; Мопса

Лия Кузьмина

Придворная дама; Дорка

Наталья Фоменко

Мамиллий

Лёва Соловьев

Спектакль "Зимняя сказка" - это кульминация многолетней дружбы между Малым драматическим театром и британским театром "Чик бай Джаул".

Труппа "Чик бай Джаул" была основана Декланом Доннелланом и Ником Ормеродом в 1981 году.  Взлет труппы был молниеносным. Театр побывал с гастролями во многих городах мира, от Рио-де-Жанейро до Москвы, от Каира до Катманду.

 

Бывает, что раздумья тихий миг
Воспоминанья возрождает смело:
Я многого хотел, но не достиг,
И время бесполезно пролетело.
Я дань плачу былому моему,
Влажнеет взор, где слезы-гость нечастый:
Друзья сошли в безвременную тьму,
Любовь потерей стала, а не счастьем.
Грущу опять о бедах прошлых дней,
Перебираю горести былого,
Рыдая о прошедшем все сильней,
Переживаю старую боль снова.

Но мысли о тебе, друг милый мой,
Прогонят грусть и слезы с глаз долой.

У. ШЕКСПИР, СОНЕТ 30

(Перевод Дины Додиной)

 

"Любовь долготерпит, милосердствует, любовь не завидует, любовь не превозносится, не гордится, не бесчинствует, не ищет своего, не раздражается, не мыслит зла, не радуется неправде, а сорадуется истине, все покрывает, всему верит, всегда надеется, все переносит. Любовь никогда не перестает, хотя и пророчества прекратятся, и языки умолкнут, и знание упразднится... Ибо мы отчасти знаем, и отчасти пророчествуем; когда же настает совершенное , тогда то, что отчасти, прекратится. Когда я был младенцем, то по- младенчески говорил, по-младенчески мыслил, по-младенчески рассуждал; а как стал мужем, то оставил младенческое. Теперь мы видим как бы сквозь тусклое стекло, гадательно, тогда же лицом к лицу; теперь знаю я отчасти, а тогда познаю, подобно как я познан".

ИЗ 1 ПОСЛАНИЯ К КОРИНФЯНАМ
Гл.13, ст.4-13

 

"... Род проходит, и род приходит, а земля пребывает во веки.Что было, то и будет, и что делалось, то и будет делаться, и нет ничего нового под солнцем. Бывает нечто, о чем говорят: "смотри, вот это новое", но это было уже в веках, бывших прежде нас".

Из КНИГИ ЭККЛЕСИАСТА или ПРОПОВЕДНИКА
Гл. 1 ст. 1, 9-11

 

Беспорядочные мысли, возникшие к концу репетиций

Что такое притворство? Это когда мы выдаем себя за кого-нибудь другого? Когда мы делаем вид, что изменяемся? Но мы не можем изменить себя, и трагическим заблуждением будет думать, что мы можем изменить других. Единственное , что мы можем, так это увидеть. Изменения происходят, но они загадочны. Изменения связаны со временем. Они не подвластны нам.

Это пьеса о тщеславии. Она о том, какие мы делаем усилия, чтобы сохранить в себе наши пристрастия. Это пьеса о дуализме, который лежит в основе любого тщеславия. Нельзя быть тираном, не становясь жертвой, и жертвой, не становясь тираном.

Почему мы сознательно хотим быть слепыми?... Чтобы не видеть своего бессилия?... Чтобы не видеть любви?... Как случается,что мы боимся своих истинных чувств, своей человечности, своих масштабов?

Мы любим рассматривать себя через последовательную цепь событий. Мы рассказываем истории, чтобы разобраться в происшедшем. Шекспир же пренебрегает последовательностью времени: ребенок скрывается во взрослом, взрослый присутствует в ребенке, рождение шевелится в смерти. Логика растворяется, и иная правда возникает за ее пределами. Открывается тайна. Рождение. Богоявление. Непостижимая, странная, страшная, плотская, невероятная тайна. Неосознанные связи.

Шекспир понимает неадекватность языка. Он знает, что слова часто бывают пусты и всегда опаcны. Но он знает и то,что они - единственное, с помощью чего мы можем себя выразить. Утрата говорит Флоризелю: "Я не могу сказать, как он, и лучшего придумать не могу, но по себе самой я чувствую ,как любит он".

"Зимняя сказка" принадлежит к числу поздних пьес Шекспира. Здесь героям, потенциальным Макбетам и Отелло, отведена возможность увидеть. "Зимняя сказка" - не трагедия. Леонту оставлен шанс увидеть.

В конце "Зимней сказки" есть искупление, есть любовь, которой мы не в силах управлять. Свободная, таинственная, стихийная любовь, которая спасет нас, независимо от нашего желания, но спасет не так, как мы этого хотим, а как ей это предписано. Любовь, от которой мы бежим, потому, что она уничтожает нас.

Деклан Доннеллан,

режиссер