Пьеса

Брижит Жак © Gallimard

На основе книги Луи Жуве «Мольер и классическая комедия»

Перевод

Джузеппе Монтезано

Режиссер

Тони Сервилло

Костюмы

Ортензия де Франческо

Свет

Паскуале Мари

Звук

Даги Ронданини

Ассистент режиссера

Костанца Боккарди

спектакль идет

на итальянском с титрами на русском языке,
подготовленными Prescott Studio

Продолжительность

1час 20 минут без антракта

Гастроли проходят при поддержке Министерства культурного наследия и культурной деятельности Италии, Фонда развития культуры Италии и итальянского языка за рубежом и Итальянского института культуры в Санкт-Петербурге

в рамках Санкт-Петербургского международного культурного форума и XVII Премии «Европа – Театру»
Играют

Тони Сервилло

Петра Валентини

Франческо Марино

Давиде Чирри

Миланский Театр Пикколо и неаполитанская театральная лаборатория “Teatri Uniti” вместе с Тони Сервилло готовы к новой встрече в Малом Драматическом Театре с петербургской публикой, стоя приветствовавшей «Дачную трилогию» Карло Гольдони и «Внутренние голоса» Эдуардо Де Филиппо – спектакли, также появившиеся благодаря сотрудничеству этих итальянских центров сценического искусства. После аншлага во время премьерного  спектакля «Эльвира» в театре Пикколо Грасси осенью 2016 года и необыкновенного успеха на гастролях в Италии и за границей, театр Пикколо и “Teatri Uniti” привозят в Санкт-Петербург «Эльвиру» в постановке Тони Сервилло, сыгравшего в спектакле главную роль. В основе спектакля лежат семь занятий, который великий французский актер Луи Жуве провел в Парижской Национальной Консерватории драматического Искусства в дни нацистской оккупации.

На сцене театра, закрытого для зрителей, учитель со своими учениками увлеченно работает над классической пьесой – «Доном Жуаном» Мольера. Они пытаются достичь правдивости в исполнении и ведут нас к открытию загадочного мира актерской игры и репетиций вплоть до того момента, когда актер понимает, что понял главное о своем персонаже и может попытаться правдиво сыграть его.  Актеры репетируют вторую сцену Эльвиры, тот момент, когда несчастная влюбленная женщина умоляет величайшего соблазнителя раскаяться. Тони Сервилло и Петра Валентини - в ролях соответственно великого французского режиссера Жуве и Клаудии, его самой талантливой ученицы, вынужденной оставить сцену из-за своего еврейского происхождения,  - пытаются понять, что в действительности означает заниматься актерским ремеслом.

«Сегодня поставить Жуве,  – объясняет Сервилло, – означает для актера воспользоваться великолепной возможностью привести свой разум в «экологическое равновесие». Углубляясь в его творчество, мы вспоминаем истинное значение определенных понятий, понимаем смысл слов и театральных терминов, таких как:  чувство, эмоция, непрерывность фразы, анализ текста.  Удивительная ясность понимания персонажа, когда удается этого добиться, заключается в том, что монолог состоит не в  сценических приемах, не в эффектах, но в способности актрисы придать роли  живое чувство, «неожиданное, поражающее и чудесное». Это замечательное определение театра и актерской игры».

 

Тони Сервилло родился 25 января 1959 года в городе Афрагола, неподалеку от Неаполя. В 1977 году организовал Театральную студию в Казерте. В 1986 году начинал сотрудничать с труппой «Falso Movimento», а в 1987 стал одним из создателей театральной лаборатории «Teatri Uniti», работая в которой в качестве актера и режиссера, поставил несколько спектаклей, посвященных Неаполю и с успехом показанных по всему миру, среди них: «Бритва» Энцо Москато (1991) и «Цыгане» Раффаэле Вивьяни (1993), а также отмеченные многочисленными премиями постановки пьес Эдуардо Де Филиппо «Суббота, воскресенье и понедельник» (2002) и «Внутренние голоса» (2013). По обеим постановкам режиссер Паоло Соррентино снял телевизионные версии для канала Rai. Спектакли «Мизантроп» (1995) и «Тартюф» (2000) по Мольеру, а также «Ложные признания» (1998/2005) по Мариво с его участием образуют триптих, посвященный великому французскому театру рубежа XVII-XVIII веков. В 2007 году Тони Сервилло осуществляет постановку «Дачной трилогии» Карло Гольдони как режиссер, автор сценической композиции и исполнитель одной из главных ролей. О мировом турне «Дачной трилогии», продлившемся 4 года, был снят документальный фильм («394 Trilogia nel mondo»). После постановки «Тони Сервилло читает Неаполь» («Toni Servillo legge Napoli») (2011), посвященной классической и современной неаполитанской поэзии, в 2014 году Тони Сервилло вместе с братом Пеппе Сервилло и музыкальной группой «Solis String Quartet» ставит спектакль «Слово поет»  («La parola canta»), с успехом показанный в Италии и в Европе. В 2015 году издательство «Repubblica-L’Espresso» выпустило коллекцию из восьми dvd-дисков «Тони Сервилло в театре». Сегодня Тони Сервилло гастролирует по Италии и Европе со спектаклем «Эльвира», поставленном на основе занятий по актерскому мастерству, которые французский актер и режиссер Луи Жуве провел на материале «Дон Жуан» Мольера.

В 1999 году Тони Сервилло дебютировал в качестве режиссера музыкального театра с постановкой оперы «Редкая вещь» композитора Мартина-и-Солера в театре «Ла Фениче» в Венеции, за ней последовали «Свадьба Фигаро» Моцарта, «Безутешный муж» Чимарозы, «Борис Годунов» Мусоргского, «Ариадна на Наксосе» Рихарда Штрауса, «Фиделио» Бетховена; для оперного фестиваля в Экс-ан-Провансе в 2006 году им поставлена опера Россини «Итальянка в Алжире». В 2010 году Сервилло стал режиссером музыкального спектакля «Sconcerto, teatro di musica» по либретто Франко Маркоальди на музыку Джорджо Баттистелли. Голосом Тони Сервилло озвучен речитатив  в монодраме «Лелио» Берлиоза, монолог в «Эгмонте» Бетховена, текст рассказчика в «Царе Эдипе» Стравинского и Кокто. Сервилло стал одним из вдохновителей спектакля «Eternapoli» по текстам Джузеппе Монтесано с музыкой Фабио Вакки и участвовал в нем в качестве чтеца.

Сервилло снимался в кинофильмах режиссеров Марио Мартоне, Антонио Капуано, Паоло Соррентино, Элизабетты Сгарби, Фабрицио Бентивольо, Андреа Молайоли, Маттео Гарроне, Стефано Инчерти, Николь Гарсии, Клаудио Купеллини, Даниэле Чипри, Марко Беллоккьо, Роберто Андо, Франческо Амато, Донато Карризи. Тони Сервилло лауреат многочисленных премий, в их числе: четыре раза национальная кинопремия «Давид ди Донателло», «Серебряная Лента» и «Серебряный Марк Аврелий» за лучшую мужскую роль на Римском международном кинофестивале в 2010 году за фильм «Спокойная жизнь» Клаудио Купеллини.  Дважды награжден премией «Лучший европейский актер»: в 2008 году за фильмы «Гоморра» Маттео Гарроне и «Изумительный» Паоло Соррентино, также получившие награды на Каннском фестивале; в 2013 году - за фильм Паоло Соррентино «Великая красота», который был удостоен премии Оскар 2014 года как лучший иностранный фильм.

 

… Минималистичный и строгий спектакль, настоящее сокровище, которым Театр Пикколо решил открыть юбилейный сезон своего 70-летия ... … Жизненный урок, приглашение к самопознанию путем глубинного и трудоемкого поиска в попытке разгадать загадку живой жизни. Сервилло на сцене – выдающийся учитель, он словно берет за руку зрителя и юную Клаудию и ведет их к новым вершинам абсолютного искусства ...

Avvenire

Анджела Кальвини
… Это спектакль-лабиринт. Здесь все имеет двойное или тройное дно. Сервилло становится Жуве, актриса становится Эльвирой. На каждом шагу перед нами - раздваивающаяся тропинка, движение по спирали приводит нас к сердцу замысла, который состоит не только в понимании сути актерской профессии, не только в осознании ответственности, которую берет на себя каждый, выходящий на сцену. Этот спектакль рассказывает нам также и о другом: о том, что, говоря простыми словами, театр всегда выходит за границы происходящего на сцене ... … Именно в настойчивом упорстве разворачивающихся перед нами репетиций заключается глубокий смысл спектакля. Именно это эмоционально вовлекает в него зрителя ...

Il Manifesto

Джанни Манцелла
… Безупречно чистый спектакль - для создания места действия достаточно практически оголенной сцены (стол, несколько стульев, помост и два первых ряда партера, закрытые белыми чехлами). Это чистота и безыскусная, без заигрывания со зрителем, простота обнажают глубинный смысл театра ...

L’Unità

Мария Грация Грегори
… Мы видим абсолютную самоотдачу неумолимого учителя, безусловность, которая на время выводит за скобки разрушающийся внешний мир. Сервилло великолепно передает самоотверженную преданность профессии и ее важность.

La Stampa

Мазолино Д’Амико
… «Эльвира» оставляет чувство восхищения, это даже не пьеса, а живая фотография эпохи. … Обращение к чистому театральному искусству показано противоядием варварству Истории, которая в конце концов все равно берет верх и подавляет такое уязвимое сопротивление искусства. На опустевшей сцене – только стол и пара стульев. Пружиной сюжета становится взаимодействие зрелого художника и молодой дебютантки (актриса Петра Валентини), которую характеризуют строгость и внутренняя сила. Он напряженно, лихорадочно дает указания, и только на секунды позволяет себе быть непринужденным, когда поддается внезапному чувству нежности, или раздражения, или сокрушительно пародирует «большой актерский стиль» …

Domenica (Sole 24 Ore)

Ренато Палацци
… Тони Сервилло в «Эльвире» берется за воплощение Луи Жуве и делает это мудро, строго, элегантно и мощно. Здесь все честно, прямо и ясно ... … В «Эльвире» Сервилло мы не просто становимся соучастниками таинства репетиции, раскрытия техник актерского мастерства, мы погружаемся в действие и с ясностью и восхищением обнаруживаем себя в самом сердце театра. Перед нами раскрывается творческий процесс, который приводит к поискам человека и истины в актере и его внутренней сути. Пронизывающее ощущение текста, слова и самих себя ….

Il Corriere della Sera

Магда Поли
… Сервилло в этом спектакле утверждает принципы поэтики театра, которые он разделяет с Жуве: возвращение к театру в строгом смысле слова, очищение театра от массовости и банальности, но главное – попытка урока живой жизни, высказывание о ценности ответственности, достоинства, труда, дисциплины, серьезности как о способе остаться человеком ...

La Repubblica

Анна Бандеттини