Художественный руководитель постановки

Лев Додин

Режиссер

Татьяна Шестакова

Художник по свету

Олег Козлов

Награды спектакля

  • 1988
    Театральная премия им. Лоуренса Оливье

Премьера состоялась

17 июля 1987 года

Продолжительность

2 часа 05 минут без антракта

Играют

Спектакль ведёт Наталия Соллогуб

"Если можно признать, что что бы то ни было важнее чувства человеколюбия, хоть на один час и хоть в каком-нибудь одном, исключительном случае, то нет преступления, которое нельзя бы было совершать над людьми, не считая себя виноватыми…

…Если бы была задана психологическая задача: как сделать так, чтобы люди нашего времени, христиане, гуманные, просто добрые люди, совершали самые ужасные злодейства, не чувствуя себя виноватыми, то возможно только одно решение: надо, чтобы было то самое, что есть, надо, чтобы эти люди были губернаторами, смотрителями, офицерами, полицейскими, то есть, чтобы, во-первых, были уверены, что есть такое дело, называемое государственной службой, при котором можно обращаться с людьми, как с вещами, без человеческого, братского отношения к ним, а во-вторых, чтобы люди этой самой государственной службой были связаны так, чтобы ответственность за последствия их поступков не падала ни на кого отдельно."

Лев Толстой. Из романа "Воскресенье".



….В Москву Олимпийский огонь решили доставить самым древним, самым надёжным спортивным способом: пять тысяч бегунов понесут огонь, бережно передавая его из рук в руки….

Всюду флаги, лозунги, транспаранты. Тысячи празднично одетых людей. Музыка, песни, танцы у обочины дороги. Доносятся фанфары, и в воздух взмывают связки разноцветных шаров.

Огонь Олимпиады в пути. 18 июля его встретит Москва. Мы ждём тебя в Москве, огонь ХХII Олимпийских игр…

Журнал "Огонёк",№ 28, июль 1980г.

 

Спектакль "Звезды на утреннем небе" появился в Малом драматическом театре на волне Перестройки и произвел сенсацию в театральном мире страны.

После масштабного эпоса "Братья и сестры" театр выпустил остросоциальный спектакль, где впервые в советском театре было нарушено негласное табу на темы, связанные с маргинальными слоями советского общества. Спектакль практически сразу после премьеры в России прогремел за рубежом.

Время действия 1980 год. Место действия 101 километр, куда во время Олимпиады выселяли все, кто не вписывался в праздничную картину счастья советской столицы.

Долгое время считалось, что "Звезды на утреннем небе" существуют в первую очередь за счет сенсационности темы, затронутой А.Галиным в своей пьесе. Но это оказалось не так. Спектакль все эти годы в репертуаре театра, поскольку темы, затронутые в нем – общечеловеческие, они объединили в себе клубок социокультурных проблем современного человека: проблему этики, религии, терпимости, любви и ненависти, справедливости и добра.

В спектакле много любовных ситуаций, герои влюбляются, рассуждают о любви, ждут любви и понимания, страдают от любви. Зачастую они оборачиваются трагикомическими ситуациями, но в финале всех ждет драматическая развязка, тонущая на фоне всеобщего счастья: приезда олимпийского огня Московской Олимпиады 1980 года.

Спектакль снискал заслуженную любовь зрителей во всем мире благодаря проникновенной игре актеров, впитавшей в себя всю боль и беззаветную радость своих героев, мощной  режиссуры Льва Додина, получившего за этот спектакль престижнейшую британскую театральную премию великого актера Лоуренса Оливье.

Татьяна Шестакова прекрасно ведет эту юмористическую линию роли, но главными в исполнении становятся совсем другие ноты. Маленькая побродяжка, прошедшая все этапы жизненного ада, никого, кроме себя, не винит в своем неустройстве, сохранив в душе ту доброту, которую обычно и называют истинно христианской. С легкостью она была готова поделиться с любым и своим куском пирога, и заветной бутылкой. Чтобы спасти юную дуреху Марию от унижений, идет (как само собой разумеющееся) предлагаться пьяной компании… Не забыть, как Анна – Татьяна Шестакова натягивает платье, старательно красит губы, поправляет волосы, аккуратно прыскает духами подмышки и, подумав, прыскает между ног… Подтягивает шерстяные чулки и, лихо зажав в губах сигаретку, отправляется навстречу неизвестному…
24 / 01 / 13

Звёздная история

Ольга Егошина
Сама Шестакова (Анна была одной из блистательных ее ролей) в новом спектакле усложнила свой образ. Ее героиня – преждевременно состарившаяся проститутка самого дешевого пошиба, ошивающаяся у Савеловского вокзала и готовая пойти с любым за стакан спиртного. В прежнем спектакле роль во многом была построена на гэгах, вызывающих добродушный смех, но не сострадание. Теперь актриса играет строже. За всеми ее выходками стоит боль человека, не понимающего, за что ей выпал такой жребий и что она обманута государством. Эта идея явственно проступает в дуэте с Валентиной (Татьяна Рассказова). [... ] Рассказова создает характер женщины незаурядной, сильной, волевой, из тех, кто «коня на скаку остановит, в горящую избу войдет». Актриса внесла новые краски в образ, показав незадавшуюся женскую судьбу, любовь к сыну, с которым нет контакта.
07 / 07 / 16

Лев Додин переосмысляет 80-е

Галина Коваленко