Постановка

Лев Додин

Награды спектакля

  • 2009
    Театральная премия "Золотой софит"
  • 2009
    Национальная театральная премия "Золотая маска"
  • 2009
    Премия Ассоциации театральных критиков Италии

Премьера состоялась

29 апреля 2003 года

Продолжительность

Спектакль идет 3 часа с одним антрактом

Действующие лица и исполнители

Серебряков Александр Владимирович, отставной профессор

Сергей Козырев

Елена Андреевна, его жена, 27 лет

Ирина Тычинина

Софья Александровна (Соня), его дочь от первого брака

Екатерина Тарасова

Войницкая Мария Васильевна, вдова тайного советника, мать первой жены профессора

Наталья Акимова

Войницкий Иван Петрович,ее сын

Сергей Курышев

Астров Михаил Львович,врач

Игорь Черневич

Телегин Илья Ильич, обедневший помещик

Олег Рязанцев

Марина, старая няня

Вера Быкова

Работник

Иван Чепура

Спектакль ведут помощники режиссера Наталия Соллогуб, Ирина Прикот

Спектакль открывает новые возможности сценического воплощения классики в современном театре, редкий образец подлинного русского психологического театра с великолепными актерскими работами и замечательным, тонким и классически аскетичным оформлением гениального театрального художника Давида Боровского, пастельными штрихами оживившего атмосферу чеховской пьесы.

«Дядя Ваня» - лирический спектакль; строгий, красивый и очень стильный.

Главный герой – Иван Петрович Войницкий – испытывает кризис среднего возраста. Безответная запоздалая любовь, нереализованные амбиции, финансовые трудности – все это сходится в одну точку и происходит сильнейший эмоциональный взрыв, взрыв, затронувший всех героев, страдающих в той или иной степени теми же проблемами. Как и всегда у Чехова, несчастны все, но жизнь продолжается, идет своим чередом. В ней много грустного, но и много нелепого, смешного, и это заставляет зал часто смеяться даже в самые драматические моменты. Таков Чехов. Такова жизнь – грустная и смешная одновременно.

Действие происходит в усадьбе Серебряковых.

"Течет жизнь, и рано или поздно - иногда раньше, иногда позже - человек начинает ощущать прошедшую жизнь как некую ценность, которую он не сумел использовать. Начинают мерещиться призраки другой, непрожитой жизни. В этой другой жизни сбываются все самые потаенные желания, осуществляются все надежды, превращаются в реальность самые сладостные фантазии. Человек с яростью сжигает прошедшее, отвергает настоящее и весь отдается этому другому, несбывшемуся, не прожитому. Чем полноценнее человек ощущает жизнь, тем острее он ощущает этот разрыв, это противоречие, которое постепенно становится трагедией. Время идет, и постепенно назревает один выбор - или отказаться от жизни вообще, или найти в себе мужество проживать ту жизнь, которая дарована тебе Богом, судьбой и которую ты в какой-то мере осуществлял и осуществляешь сам, силой своей личности.

Смертельно больной доктор Чехов очень хорошо знал эту коллизию и с удивительной нежностью и отчаянной беспощадностью анализировал ее. Все это, как, впрочем, и многое другое, делает пьесы Чехова и красивейшую из них - "Дядя Ваня" - простой, но вечной мелодией на простые, но вечные темы".

Лев Додин

Эта ностальгия так великолепно сыграна, она такая проникновенная, в малейшем жесте и в самом маленьком лучике света, а иногда такая сумасшедшая в неуравновешенности тел, покачивающихся от водки, что она доходит тайным путем до сердца каждого зрителя...
21 / 01 / 11

Новая встреча с великим Львом Додиным и полностью русским Дядей Ваней

Брижитт Салино (Brigitte Salino)
В спектакле "Дядя Ваня" Малого драматического театра актеры играют так, как в последнее время "не принято". Будто бы и не существует в природе сериалов (в которых артисты МДТ, кстати, тоже снимаются), будто жизнь за окном с ее беготней, подменой понятий их не коснулась. Они играют мощно и сосредоточенно, погруженно, не размениваясь.
01 / 11 / 03

Жажда жизни

Александра Машукова
Герои находят силы для любви и творчества, они смеются над собой и друг над другом, философствуют и мечтают о счастье. И в этом нисколько не отличаются от зрителей, способных сотни раз, словно впервые, выслушивать слова о сюжете для небольшого рассказа, о том, как чуден сад в пору цветения, о человеке, в котором все должно быть прекрасно.
02 / 07 / 03

Дом, где по вечерам читают Чехова

Елена Алексеева
02 / 07 / 03

Гастроли в Милане 2003 года

Есть еще, слава Богу, в России эти несчастливые, печальные интеллигенты. Спектакль Льва Додина убеждает: есть, и силою своего художества способен, я думаю, пробиться к душам тех, у кого многообразные и прихотливые обстоятельства наши отнимают и эту, последнюю веру.
01 / 07 / 03

Елена, Иван, Михаил и другие

Константин Щербаков
Лёгкость - способ дыхания артистов в этом спектакле. Будто и нет игры, но в каждой сцене - напряжённая жизнь отношений, возникающих и меняющихся на глазах; незримо натянутые между персонажами тугие нити. То, что во многих постановках Чехова накрывало зал колпаком скуки, - фальшь интонаций, тягость внутренней пустоты, - здесь отсутствует: додинский "Дядя Ваня" остросовременен, то есть, свободен от колодок злобы и моды дня. Перед нами - истинный раритет, из самых сегодня редких, - живой театр.
01 / 07 / 03

Пропущенная жизнь: «Дядя Ваня» Чехова в Малом драматическом театре - Театре Европы. Постановка Льва Додина

Марина Токарева
Лев Додин поставил «Дядю Ваню». Это замечательный спектакль — жесткий, внятный, депрессивный и легкий одновременно. От него остается ощущение чистоты, словно дождь, стекающий по стеклу во время ночной грозы второго акта, омыл всех и всё.
29 / 06 / 03

И дождь смывает все следы

Марина Дмитревская
Начав с комедии обыденных ссор, Додин в конце приводит чеховский сюжет к мрачной точке остановившегося времени. В большей же части действия режиссер проявляет тот самый феномен чеховской "комедии в драме", над поиском которого сто лет бьется режиссура.
04 / 06 / 03

Небо без алмазов. «Дядя Ваня» в постановке Льва Додина

Николай Песочинский
Нельзя сказать, как это иногда любят критики, что, дескать, спектакль хоть и верен Чехову, но он «о нас», то бишь о современной интеллигенции. Нет, увы, это не мы. Это наши близкие родственники - более изящные, более благородные, более совестливые. Мне давно не встречался интеллигентный человек, которому было бы стыдно за себя, за свою жизнь, - а в мире Чехова такие страдальцы бродят толпами.
19 / 05 / 03

Просто люди

В любом его спектакле действуют не персонажи - живые люди, - вместо привычного глянцевого хрестоматийного паркета текста, на котором скользишь за сюжетом не останавливаясь, - минное поле, где любая ситуация таит возможность взрыва. И отдавая дань мастерству сплетения тем, изощренной точности психологических мотивов, виртуозному разнообразию ритмов, уносишь с собой другое...
07 / 05 / 03

Крупный план

Ольга Егошина
06 / 05 / 03

БеС пауз

Жанна Зарецкая
Додинский спектакль далек от привычного нам Чехова - романтичного, метафоричного или концептуального. Скорее это Чехов фарсовый. Взгляд, надо сказать, по-своему уникальный, неожиданный и спорный. Но сценическая ткань человеческих отношений остается даже в самой фарсовой сцене по-настоящему живой и реальной.
06 / 05 / 03

Чехов фарсовый

Екатерина Ефремова
И вкратце о нем стоит сказать только одно: давно не приходилось испытывать столь абсолютного театрального удовольствия от того, как через разнообразие вроде бы обыденных человеческих индивидуальностей, собранных в одно время и в одном месте, и через многообразие деталей их повседневного поведения вдруг проявляются симпатические чернила чеховской тайнописи.
30 / 04 / 03

Алмазы в стогах сена

Роман Должанский
Додин оставляет себя один на один с текстом, артиста один на один со зрителем, зрителя один на один с жизнью человеческого духа. Главная мизансцена - фронтальная. Главный сценический прием - исповедь. Тут едва ли не каждая фраза обрастает новыми обертонами. Все характеры - новыми чертами. Все отношения - новыми подробностями.
30 / 04 / 03

Жизнь пахнет сеном и дождем

Марина Давыдова