Режиссеры
Художник по костюмам
Педагоги-репетиторы
9 марта 1985 года
6 часов 20 минут
Анфиса Петровна Минина, председатель колхоза
Денис Харитонович Першин, председатель колхоза
Иван Дмитриевич Лукашин, председатель колхоза
Гаврила Андреевич Ганичев, уполномоченный райкома партии
Михаил Пряслин
Анна, его мать
Лизавета, его сестра
Татьянка, его сестра
Петька, его брат
Гришка, его брат
Егорша
Варвара Иняхина
Григорий Минин
Петр Житов
Олёна, его жена
Илья Максимович Нетесов
Марья, его жена
Валентина, их дочь
Трофим Лобанов
Пелагея, его жена
Авдотья, их невестка
Татьяна, их невестка
Тимофей Лобанов, их сын
Анисья, его жена
Александра Дурынина, его сестра
Раечка Клевакина
Дарья Кропотова
Марфа Репишная
Полина Чугаева
Анатолий Чугаев (Чугаретти), её муж
Филя-петух
Игнат Баев
Софрон-мудрый
Митенька-малышня
Отец
Премьера состоялась 9 и 10 марта 1985 года
«Братья и сестры» – выдающееся явление сценического искусства ХХ века, спектакль, ставший легендой. Идеальный актерский ансамбль, блестящая режиссура, простота и ясность художественного оформления сделали эту сценическую дилогию близкой и понятной зрителям во всех уголках мира. Секрет триумфальной жизни этого спектакля заключен в том, что актеры и персонажи спектакля настолько тесно срослись друг с другом, что они по-настоящему живут на сцене, а не играют роли.
Послевоенная деревенская жизнь предстает здесь со всеми ее особенностями: незатейливым бытом, хлебом, который увидели в первый раз после войны, севом, вырубкой леса на лесозаготовках, праздниками, свадьбами, смертью, возвращением мужчин с войны, кино на экране, первым мотоциклом и т.д. Радостями и горестями простых людей из середины ХХ века, чьи переживания оказываются зачастую очень и очень похожими на чувства нас сегодняшних, что позволяет залу на каждом представлении аплодировать артистам стоя.
Из многоголосья и многообразия героев, населяющих спектакль, сюжетных поворотов, обрядовых традиций возникает эпическая фреска, богатейшая мозаика, живописующая огромный пласт российской истории, российской жизни, русского менталитета, выходящий далеко за рамки временных границ, очерченных местом и временем действия.
Федор Александрович Абрамов родился 29 февраля 1920 года в Архангельской области, в селе Веркола, что стало прообразом села Пекашино в эпопее "Братья и сестры". Умер 13 мая 1983 года в Ленинграде. Похоронен в Верколе.
Более четверти века продолжалась работа над тетралогией "Братья и сестры" ("Пряслины"): "Братья и сестры"(1958), "Две зимы и три лета"(1968), "Пути - перепутья"(1972), "Дом"(1978).
1976 - актерский курс Ленинградского Государственного института театра, музыки и кинематографии (руководители курса Л. А. Додин и А. И. Кацман) начинает работу над эпопеей Ф. А. Абрамова "Пряслины".
1977 - поездка курса в Верколу и знакомство с Ф. А. Абрамовым.
1978 - премьера дипломного спектакля курса "Братья и сестры" в Учебном театре.
1980 - премьера спектакля "Дом" (режиссер Лев Додин) в Малом драматическом театре, куда в 1979 году была принята часть курса.
1984 - Малый драматический театр начинает работу над новой редакцией спектакля "Братья и сестры" (режиссер Лев Додин)
1984 (сентябрь) - поездка участников спектакля "Братья и сестры" в Верколу.
1985 (9 и 10 марта) - премьера спектакля "Братья и сестры".
"Случаются в жизни встречи, решающие жизнь человека на долгие годы, иногда навсегда. Мне трудно представить сегодня свою театральную, а значит и человеческую судьбу без встречи с Федором Абрамовым, с его Словом.
И не только, не столько потому, что с живым во плоти Абрамовым, буйным и резким, задумчивым и хмурым, непримиримым и слабым, можно было бродить по набережным Ленинграда, гулять по лугам Верколы, спорить о простом, дружить в самом главном, сколько потому, что талант, а, может быть, теперь можно уже сказать, Гений Абрамова совершал и совершает самую главную работу художника - соединяет сегодня со вчера, осознает нынешний день в вечной цепи бытия.
Увидеть настоящее с нежностью сына своего времени, с пристрастием наследника всего сущего, с болью отвечающего за все, что останется после нас, увидеть так свое время и сказать о нем, не значит ли это выполнить главный долг современника? Театр не рождается без своего автора, о чем бы театр ни думал, ни страдал, чему бы ни радовался, он нем, пока к нему не придет Слово. Театр говорит чужими словами.
Самые главные и сокровенные для себя истины Ленинградский Малый драматический театр осознает и говорит сегодня словами Федора Абрамова.
В этом наше счастье,
В этом наша мука,
В этом наш крест.
ЛЕВ ДОДИН. 1985 год.
Человеческая природа - невероятно сложная штука. Мы говорим - человек - это звучит гордо, нет ничего прекраснее, царь природы - все это верно. Но ведь и нет в живом мире таких глубоких падений, кои наблюдаются в среде людей. Менее всего, как ни странно, изучен и понятен человек. Это и огорчает, но это и лишний раз убеждает в неограниченной красоте, в многообразии и богатстве этого существа, имя которому - человек…..
Из выступления Ф. Абрамова на встрече с архангельской интеллигенцией 11 октября 1981 г.
….Я родился в самом красивом месте России, для меня конечно, красивейшем. В Архангельской области, на реке Пинеге. В краю белых ночей и бескрайних лесов. В краю былин и сказок. Я переполнен Россией, на которой держится вся наша городская жизнь. Мы в городе, может быть, только плоты в этом народном море, которое называется Россия.
Земля, животное, общение с ними - это один из главных резервуаров, на которых черпаются человечность в человеке. Исчезнут отношения любви, доброты с животными, с землей, неизвестно, чем это кончится…..
Из статьи Ф. Абрамова "Самый надежный судья - совесть"
"Лечат двумя способами, радикальными средствами - радостью и болью. Радость великолепное лекарство, но у нее, радости, есть одна слабость: она сильных укрепляет и окрыляет, а слабых убаюкивает и расслабляет. В то время как боль, боль… Сказать человеку вовремя о его слабостях, о его самочувствии, о его недостатках, о зародышах какой-то беды или боли, или хворобы, которые в нем сидят, - это очень хорошо. Ну а как же не болеть за свое родное, кровное?
Из выступления Ф. Абрамова перед читателями в телестудии "Останкино" 30 октября 1981 г.
"Что я понимаю под душевной работой каждого? Это самовоспитание, строительство собственной души, каждодневный самоконтроль, каждодневная самопроверка высшим судом, который дан человеку, судом собственной совести. Совесть - это как раз та сила, которая помогает сдирать с человека коросту эгоцентризма, коросту всякой затхлости. Это та сила, которая выводит человека на пути широкого братства, требовательности к себе и людям.
Из статьи "Самый надежный судья - совесть "
Самый счастливый и радостный день
От кого счастье - радость? От студентов Ленинградского театрального института. 7 часов сидели за столом в одной из келий монастыря при керосиновой лампе. Говорили о Пинеге и Верколе, о местных людях, затем пели (они, конечно, студенты), а потом снова говорили. И так 7 часов - с 5 до 12.
Я получил огромный запас энергии. Молодежь! Романтика, высота поисков, полная искренность и распахнутость, желание сделать что-то стоящее. Плюс к этому еще и профессия. А значит - свое, присущее молодости, в квадрате. Очень хорошо, что соприкосновение с Пинегой пробудило в них национальное самосознание. Во всяком случае, много говорили о России. Один парень сказал (когда пустили чашу с пуншем по кругу): пусть родина абрамовских героев станет и нашей родиной. Провожали нас с лампой и фонарем до реки, а потом тьма кромешная навалилась на нас. Но мне было светло. Свет молодости светил мне всю дорогу.
Из дневника 19 августа 1977 г.
Когда у нас говорят, пишут, что второй фронт в эту войну был открыт в 44-м году, - это неверно. Второй фронт был открыт русской бабой еще в 1941 году, когда она взвалила на себя всю мужскую работу, когда на нее оперлись всей своей мощью
Фронт, армия, война. Я уже не говорю о подвигах той же русской женщины после войны. Ведь, бедная, думала, что война кончилась - начнется жизнь, а война кончилась, к ней снова: давай хлеб, давай молоко, корми города, давай лес, кубики. И если бы вы знали нашу лесную Россию, сколько поколений девушек были повенчаны с пнем в лесу вместо мужика. А безотцовщина? Трудно даже вообразить, что все это пало на плечи русской женщины - очаг домашний, тепло домашнее, песня - все это теплилось и взрастало новое поколение прежде всего вокруг женщины, это нельзя забывать никогда. И, конечно же, русская баба, русская женщина достойна самых великих памятников. Я верю, я надеюсь, что у нас, наряду с монументальными образами, появятся памятники, когда на пьедестал шагнет простая, всем знакомая русская женщина - мать.
Из статьи "Самый надежный судья - совесть"
Телеграмма актерскому курсу "Братьев и сестер" по случаю окончания института.
25 июня 1979 года из Любытина Новгородской области
Езжу и шлепаю по весям и градам древней Новгородской земли, внимаю ее застарелым болям и заботам и постоянно думаю о вас. Примите мои поздравления с выходом в большую жизнь, в святой и яростный мир искусства.
Дорогие мои ребята!
Будьте всегда мужественны и верны своей клятве, помните, искусство принадлежит одержимым, только тем, кто ради него готов на любые жертвы.
Спасибо вам за радость общения, за русские народные песни, за молодость, которая всегда воспламеняла и вдохновляла меня. Не бойтесь жизни. Вперед на штурм .Верю в вас, люблю вас.
Ваш брат-отец Федор Абрамов
Мы используем cookies, чтобы вам проще и удобнее было работать с сайтом. Для получения дополнительной информации, см. Политику обработки персональных данных.