Музыкальное руководство
Педагоги-репетиторы
24 марта 2007 года
3 часа 30 минут с одним антрактом
Генеральный спонсор спектакля ОАО "Норильский никель"
При поддержке Федерального агенства по культуре и кинематографии, фонда Михаила Прохорова и РАО ЕЭС России
Анна Семеновна Штрум
Виктор Павлович Штрум, ее сын
Людмила, его жена
Надя, их дочь
Женя, сестра Людмилы
Абарчук, первый муж Людмилы
Крымов
Бархатов, Ковченко
Угаров
Шишаков; Гетманов
Севастьянов; Иконников
Соколов; Ершов
Мостовской
Лисс
Осипов
Новиков
Ординарец
Вершков
Монидзе
Особист
Охранник и Шофер
Открытая генеральная репетиция в Санкт-Петербурге 12 января 2007 года.
Премьера в Париже 4 февраля 2007 года.
Премьера в Норильске 3 марта 2007 года.
Премьера в Санкт-Петербурге 24 марта 2007 года.
Спектакль ведёт: Наталия Соллогуб
Спектакль играли во ФРАНЦИИ, АВСТРАЛИИ, ИТАЛИИ, ИЗРАИЛЕ, США, РУМЫНИИ, ХОРВАТИИ, ГЕРМАНИИ, ПОЛЬШЕ
В душе у зрителя рождается редчайшее чувство. Чувство, которое почти невозможно испытать в современном театре. Чувство, которое удерживает на несколько секунд реакцию публики прежде, чем ее высвободить: овации сотрясают большой зал Дворца Культуры на бульваре Ленина в Бобиньи.
Ле Монд (Франция)
Несколько нитей, связанных письмами и игрой, и шум и ярость истории, которая накатывает и наплывает, как река в половодье. Великие актеры Малого Театра и молодые студенты Театральной Академии Санкт-Петербурга покоряют нас и потрясают нас, помогают нам познать мир.
Фигаро (Франция)
Триумф: четыре с половиной часа на русском с субтитрами не оттолкнули зрителей МС93 (Дворца Культуры), погруженных в спектакль замечательной четкости и ясности. Из длинного повествования Василия Гроссмана «Жизнь и Судьба» Лев Додин воссоздает несколько линий: пульсация между личным и трагическим, переживание ужаса индивидуумами, которые сохраняют вопреки всему человеческое лицо.
Либерасьон (Франция)
Режиссер достигает идеального баланса в постановке между сценами академических мучений и исканий, идеологических дебатов, конфликта между любовью и долгом - все это, безусловно, наводит на размышления и не дает зрителю заскучать ни на секунду. В результате получается спектакль красивый, пугающий, опустошающий - и полнозвучно современный.
Файненшиал Таймс (Великобритания)
Нельзя не восхититься неоспоримым мастерством Додина, его умением создать единое завораживающее действо; великолепны все актеры, от потрясающего Сергея Курышева в роли гонимого физика, до разрывающей наши души своим бесстрашием Татьяны Шестаковой, беззащитной матери в водовороте преследования, от Елены Соломоновой, жены Штрума, и до Дарьи Румянцевой, его дочери.
Газета Иль Джорно (Италия)
Зал аплодировал стоя. Условный занавес поднимался пять раз. Цветов не было, но были слезы на глазах. Низкий поклон Додину».
РУССКАЯ РЕКЛАМА (США)
Этот спектакль – в определенном смысле вызов нынешнему искусству, которое сторонится психологической глубины, тем более трагической глубины. Отдавая дань форме, современной и, если угодно, яркой, Додин не боится ни разговоров о трагедии, ни самой трагедии.
Независимая газета (Россия)
На сцене ошеломляющий эпос, и по мере того, как действие перелетает из одного места в другое, от одного персонажа к другому, понимаешь – в этом ансамбле артистов нет слабого звена. Подобный спектакль зависит и от каждого артиста по отдельности, и от всей команды артистов вместе – и в этом смысле это решительный успех.
Татьяна Шестакова играет Анну до-детску нежной, и у многих в зале текут слезы. Как и Курышев, она служит в МДТ уже больше 30 лет. Весь ансамбль спаян единством школы, мысли, воли к тому, чтобы все на сцене казалось абсолютно естественным и при этом было тщательно выверено. Они все прекрасны, и под чутким гениальным руководством Додина они создают театральный вечер, который нисколько не легок, но абсолютно захватывающ в своей сложности и эффективности. Я знаю, что никогда не забуду этот спектакль.
…. захлестывает нас волна небезгрешной, загнанной, бесконечно вопрошающей и не находящей ответа жизни, которою так несуетно проживает на наших глазах этот удивительный актерский ансамбль. Я не верю в мировое Добро, говорит один из героев, я верю в доброту. И вот уже согласно киваешь и ты, сидя в зале. И вот ты уже не можешь дышать, смотря как строй мужчин уходит в газовую камеру, играя на духовых. Да, начало было медленным и непростым; а к концу спектакля я понял, что еще целый час просидел бы с радостью.
Спектакль МДТ из Петербурга по огромному роману Василия Гроссмана – это из ряда вон выходящее достижение. В постановке МДТ Додину удается невозможное – дистиллировать эпическую панораму сталинских ужасов 40-х годов – от кухонных драм до Гулага, до Сталинграда – всего в три часа театрального времени.
Лев Додин, создатель сценической версии и режиссер, и его Малый Драматический Театр совершили героический подвиг, включив в постановку все основные темы, в том числе исторические параллели между коммунизмом и фашизмом, и придав всей этой сложной хитросплетенной истории, в которую вошла даже битва за Сталинград, удивительную ртутоподобную текучесть.
Это одно из тех произведений искусства, которое вызывает катарсис и заставляет переживать и размышлять не только о Второй мировой войне, но также о механизмах добра и зла.
Гастрольный спектакль многочисленной труппы под руководством режиссёра Льва Додина в рамках театрального фестиваля «Дни Лессинга: обо всём на свете» стал своего рода эпическим посланием – это невероятно яркая и мощная историческая реконструкция, спектакль на высочайшем уровне русского театра. Да, стоит подчеркнуть – «русского» – нам даётся возможность почувствовать кожей то, что называют «игра на пределе».
Генрих Бёлль был прав, сказав, что роман его еврейского коллеги, писателя Василия Гроссмана «Жизнь и судьба» едва ли можно описать как книгу, скорее как «мощное предприятие». Как и этот монументальный эпос, создававшийся автором на протяжении десяти лет, так и спектакль Санкт-Петербургского Малого Драматического Театра, который гостил с постановкой в театре «Талия» в рамках фестиваля «Дни Лессинга», стали проявлением потрясающего своим величием мастерства.
Театр, который не уступает, не ищет компромиссов, не продает и не пытается понравиться, но делает то, что считает правильным. Есть театр, смотреть спектакли которого значит чувствовать, что тебе оказали честь. Да, еще есть такие. Еще можно шепотом передавать им привет.
Этот спектакль - не о сталинизме, не о Сталинграде, не о Холокосте. Не об НСДАП и НКВД. Не о Коминтерне и коллективизации. Не о жизни вшестером на 8 кв. м. А о том, как жестоко это деформировало человека. Соответственно - семьи, народ, страну. И гены тоже.
Додин, кажется, никогда не пользовался таким сложным и таким условным режиссерским монтажом. [...] На сцене происходит рядом и вместе то, что в реальности было разделено линией фронта, границами политического устройства, мирного, боевого и лагерного существования.
Иногда может показаться, что Додин-гражданин победил в этом спектакле Додина-поэта. Он не хочет заставлять нас ни смеяться, ни плакать. Порой в ущерб художественности он стремится заставить нас думать и понимать. И только в отдельные моменты музыка Шуберта, поднимаясь над всеми идеологиями, хватает тебя за горло.
Знаменитая додинская актриса Татьяна Шестакова сыграла эту роль как-то особенно чисто и пронзительно. Не текст прочла - пропела судьбу. Судьбу маленькой аккуратной женщины-матери, русской интеллигентки, которую заставили вдруг вспомнить о своем еврействе.
Додин сотворил полотно вроде Герники. Спектакль "Жизнь и судьба" - художественное событие в жизни общества, не только внутри театрального процесса. Додин вместе с Гроссманом напоминает нам сегодня, что без прожиточного воздуха гибнет нация, задыхаются поколения.
...недаром в европейской прессе "Жизнь и судьбу" так и называют - "Война и мир XX века". Ведь и роман Толстого не только о Наполеоне или России, это роман о человечестве.
Режиссер достигает идеального баланса в постановке между сценами академических мучений и исканий, идеологических дебатов, конфликта между любовью и долгом - все это, безусловно, наводит на размышления и не дает зрителю заскучать ни на секунду. В результате получается спектакль красивый, пугающий, опустошающий - и полнозвучно современный.
В целом, театральная Жизнь и судьба является ослепительным спектаклем с блестящим Сергеем Курышевым в роли Штрума, чем-то странным на полпути от театра идей к историческому театру, где артисты с одинаковой легкостью владеют цирковыми приемами и традициями русской актерской школы.
В душе у зрителя рождается редчайшее чувство. Чувство, которое почти невозможно испытать в современном театре. Чувство, которое удерживает на несколько секунд реакцию публики прежде, чем ее высвободить...
Триумф: четыре с половиной часа на русском с субтитрами не оттолкнули зрителей МС93 (Дворца Культуры), погруженных в спектакль замечательной четкости и ясности. Из длинного повествования Василия Гроссмана «Жизнь и Судьба» Лев Додин воссоздает несколько линий: пульсация между личным и трагическим, переживание ужаса индивидуумами, которые сохраняют вопреки всему человеческое лицо.
Несколько нитей, связанных письмами и игрой, и шум и ярость истории, которая накатывает и наплывает, как река в половодье. Великие актеры Малого Театра и молодые студенты Театральной Академии Санкт-Петербурга покоряют нас и потрясают нас, помогают нам познать мир.
Режиссура Додина, как всегда, несущая в себе моральное послание, движет действие сразу по множеству временных векторов, делая их соприсутствующими, и внешний беспорядок на сцене отражает смятение в умах, которые в прошлом веке могли быть "монополизированы идеологией Добра и Справедливости религии-Государства", в то время как все это, подсказывает автор устами одного заключенного, ничуть не важнее "повседневной человеческой доброты".
Мы используем cookies, чтобы вам проще и удобнее было работать с сайтом. Для получения дополнительной информации, см. Политику обработки персональных данных.