Инсценировка

Найджел Уильямс

Постановка

Лев Додин

Сценография и костюмы

Давид Боровский

Реализация сценографии

Алексей Порай-Кошиц

Режиссёр-ассистент

Валерий Галендеев

Ассистенты режиссера

Наталья Колотова,
Олег Дмитриев,
Владимир Селезнев

Педагоги-репетиторы

Михаил Александров,
Юрий Хамутянский

В спектакле использованы духовные песнопения XIII - XVI веков и мелодия, сочиненная Дмитрием Покровским

Премьера состоялась

4 июня 2009 года

Продолжительность

2 часа 10 минут без антракта

Спектакль создан при поддержке Генерального партнера театра: Фонда Культурных инициатив Михаила Прохорова

Действующие лица и исполнители

 Спектакль ведёт Ирина Прикот

"Ни одно произведение искусства не может быть мотивировано безнадежностью, сам факт, что люди задают вопросы о безнадежности, указывает на существование надежды". 
Уильям Голдинг 

Голдинг Уильям Джеральд (1911 - 1993), английский писатель, уже при жизни вошел в число классиков прозы XX века. 

Родился в деревне Сент-Колам-Майнер (графство Корнуолл). Окончил Оксфордский университет, где два года по настоянию родителей изучал естественные науки, а потом - по собственному выбору - английскую философию. Первый сборник стихов выпустил в 1934 году. Писал пьесы и сам ставил их в маленьком лондонском театре. С 1939 по 1961 год учительствовал в школах, преподавал греческий, английский языки и литературу. 

Во время Второй мировой войны Голдинг служил в военно-морском флоте, участвовал в высадке союзных войск в Нормандии. После войны написал подряд четыре романа, которые с неизменным постоянством отвергались издателями. В 1954 году вышел в свет роман "Повелитель мух" и сразу стал бестселлером в Великобритании, а вскоре и во всем мире. В 1963 году великий английский режиссер Питер Брук снял фильм по этому роману. 

После выхода "Повелителя мух" издательства уже сами разыскивали Голдинга и его рукописи. Один за другим вышли три его романа: "Наследники" (1955), "Хапуга Мартин" (1956), "Свободное падение" (1959) и пьеса "Медная бабочка" (1958). 

Уильям Голдинг - автор романов "Шпиль" (1964), "Пирамида" (1967), "Зримая тьма" (1979), трилогии "Верительная грамота" (1980), "Бумажные людишки" (1984), "В непосредственной близости" (1987), "Огонь внизу" (1989), "Двойной язык" (1993). 

В 1983 году Голдинг был удостоен Нобелевской премии по литературе, в 1988 году возведен в рыцари Британии. Умер Уильям Голдинг в своем доме в Перранаруортоле (Англия) 19 июня 1993 года. 
  

Роман "Повелитель мух" может восприниматься как своего рода пародия на приключенческую книжку "Коралловый остров" Р. Баллантайна, написанную в 1858 году, почти за сто лет до этого. Героями Баллантайна были мальчики, случайно оказавшиеся на необитаемом острове. В трудных ситуациях они неуклонно придерживались кодекса юных джентльменов. Голдинг даже дал имена героев книги Баллантайна - Ральф и Джек - главным героям своего романа. 
  

В библейской мифологии Вельзевул (Веельзевул, Вельзе-буб, Вельзевуб, Веельзебут, Баал-Зебуб) - великий демон, столь высокопоставленный и могущественный, что его нередко принимают за верховного вождя адских сил вместо Сатаны. В действительности Вельзевул - вторая фигура в аду, ближайший соратник и соправитель Сатаны-Люцифера. 
В переводе его имя означает "повелитель мух". Еще по одной версии, Вельзевул получил свое прозвище за то, что вместе с мухами наслал чуму на землю Ханаан. "Вельзевул" переводится как "муж мух". Мухи символизируют грешные души, покинувшие своего истинного жениха - Христа и ставшие "женами" Вельзевула. Вельзевул считается повелителем насекомых. 

Царь крыс, лягушек и мышей,
Клопов и мух, и жаб, и вшей... 
И.-В. Гете. "Фауст" (перевод Б. Л. Пастернака) 

У великого английского поэта Д. Мильтона в "Потерянном рае" Вельзевул - "падший херувим", "второй по рангу и злодейству" после Сатаны, обнаруживает черты величия. Вельзевул - князь первого чина демонов, "псевдобогов", тех, "кто, приняв имя божественного величия, желают быть почитаемыми за богов и принимать жертвы и поклонение". В позднее Средневековье божество Вельзевул из бога Баала трансформировалось в дьявола Вельзевула, изображаемого в облике демона на паучьих лапках с тремя головами: человеческой, кошачьей и жабьей. 
  

"Я пришел к выводу, что человек болен - не отдельные люди, а всякий произвольно взятый человек. Я пришел к выводу, что участь человека - хроническое моральное недомогание и что лучшее, что я мог сделать в то время, - это проследить связь между этим недугом и сильнейшей сварой, которую человек регулярно затевает". 

Уильям Голдинг 

"Вот уже пятьдесят лет во мне растет определенное убеждение: факты жизни заставляют меня думать, что человечество поражено болезнью. Я имею в виду тех людей, с которыми сталкиваюсь. 

На протяжении моей жизни я не раз бывал потрясен и оглушен, узнавая, что мы, люди, можем проделывать друг с другом. Многие из нас знают это гораздо лучше меня и на собственном опыте. О многом, происходившем во время войны, я стараюсь не думать, иначе я ощущаю физическую боль. И раз я убеждаюсь, что человечеству больно, это занимает мои мысли. Я ищу эту болезнь и нахожу ее в самом доступном для себя месте - в себе самом. Я узнаю в этом часть нашей общей человеческой натуры, которую мы должны понять, иначе ее невозможно будет держать под контролем. Вот поэтому я и пишу со всей страстностью, на какую способен... Писатель ставит диагноз болезни, и это столь же высокий долг, как долг врача. 

Для этого нужны две вещи: сострадание, сочувствие к другим людям и еще непреклонность, то есть решимость сказать то, что хочешь сказать, что бы потом с тобой ни случилось". 

Уильям Голдинг. 
Из выступления на встрече писателей Европы. 
Ленинград, 1963 год
 

 

Эти дети живут в военное время (мальчики маршируют, у них баталии и поля сражений уже в крови), на их глазах мир рушился. На его обломках и обломках самолёта, который должен был отвезти их в безопасное место, мальчишки строят собственное государство. В нём будет своя религия, культ личности и война. Детская кровь прольётся.
09 / 01 / 24

«Господа, вы звери»

Алла Игнатенко
По признанию господина Додина, он с новой силой ощутил актуальность этого литературного материала и стремился не реконструировать старые мысли и искания, а высказать то, что мучает его сегодня. Несмотря на узнаваемую декорацию и точное совпадение многих мизансцен, нынешний "Повелитель мух" разительно отличается от прежнего. Он оказался резче, в чем-то проще, жестче и беспощадней.
08 / 06 / 09

Не добрый и не злой

Андрей Пронин
На прежних исполнителей эти актеры не похожи вовсе, и это скорее их преимущество, чем недостаток. Для них премьерный спектакль может стать чем-то вроде теста, проходного экзамена. Потому что после таких уроков, как этот сюжет Голдинга, из статистов вырастают личности. Конечно, невозможно говорить о тех личных, творческих мотивах, по которым худрук Малого драматического вернулся к антиутопии Голдинга. Бессмысленно искать в симптомах нашего времени что-то специфически "голдинговское". Потому что "Повелитель мух" с его темой мирового зла и разнузданной, но управляемой человекомассы остается насущным в любые время и место. Вообще в любые.
29 / 05 / 09

Отделение от котлет

Татьяна Джурова
Взяв изумительную декорацию, созданную Давидом Боровским для спектакля 1986 года, Лев Додин вместе с новым поколением своих учеников снова вернулся на необитаемый остров Голдинга: на сцене снова появились обломки самолета, по которым можно так упоительно лазать, ныряя в люки и проемы. Над сценой зависли тросы, на которых можно летать из одного угла в другой. На этом сходство постановок заканчивается...
09 / 06 / 09

Спаситель не придет

Ольга Егошина