Инсценировка

Найджел Уильямс

Постановка

Лев Додин

Сценография и костюмы

Давид Боровский

Реализация сценографии

Алексей Порай-Кошиц

Режиссёр-ассистент

Валерий Галендеев

Ассистенты режиссера

Наталья Колотова,
Олег Дмитриев,
Владимир Селезнев

Педагоги-репетиторы

Михаил Александров,
Юрий Хамутянский

В спектакле использованы духовные песнопения XIII - XVI веков и мелодия, сочиненная Дмитрием Покровским

Премьера состоялась

4 июня 2009 года

Продолжительность

2 часа 10 минут без антракта

Спектакль создан при поддержке Генерального партнера театра: Фонда Культурных инициатив Михаила Прохорова

Действующие лица и исполнители

Ральф

Никита Каратаев

Роджер

Егор Аверин

Персиваль

Ярослав Дяченко

Джонни

Саша Фомин

Звуки острова

Михаил Александров

 Спектакль ведёт Ирина Прикот

"Ни одно произведение искусства не может быть мотивировано безнадежностью, сам факт, что люди задают вопросы о безнадежности, указывает на существование надежды". 
Уильям Голдинг 

Голдинг Уильям Джеральд (1911 - 1993), английский писатель, уже при жизни вошел в число классиков прозы XX века. 

Родился в деревне Сент-Колам-Майнер (графство Корнуолл). Окончил Оксфордский университет, где два года по настоянию родителей изучал естественные науки, а потом - по собственному выбору - английскую философию. Первый сборник стихов выпустил в 1934 году. Писал пьесы и сам ставил их в маленьком лондонском театре. С 1939 по 1961 год учительствовал в школах, преподавал греческий, английский языки и литературу. 

Во время Второй мировой войны Голдинг служил в военно-морском флоте, участвовал в высадке союзных войск в Нормандии. После войны написал подряд четыре романа, которые с неизменным постоянством отвергались издателями. В 1954 году вышел в свет роман "Повелитель мух" и сразу стал бестселлером в Великобритании, а вскоре и во всем мире. В 1963 году великий английский режиссер Питер Брук снял фильм по этому роману. 

После выхода "Повелителя мух" издательства уже сами разыскивали Голдинга и его рукописи. Один за другим вышли три его романа: "Наследники" (1955), "Хапуга Мартин" (1956), "Свободное падение" (1959) и пьеса "Медная бабочка" (1958). 

Уильям Голдинг - автор романов "Шпиль" (1964), "Пирамида" (1967), "Зримая тьма" (1979), трилогии "Верительная грамота" (1980), "Бумажные людишки" (1984), "В непосредственной близости" (1987), "Огонь внизу" (1989), "Двойной язык" (1993). 

В 1983 году Голдинг был удостоен Нобелевской премии по литературе, в 1988 году возведен в рыцари Британии. Умер Уильям Голдинг в своем доме в Перранаруортоле (Англия) 19 июня 1993 года. 
  

Роман "Повелитель мух" может восприниматься как своего рода пародия на приключенческую книжку "Коралловый остров" Р. Баллантайна, написанную в 1858 году, почти за сто лет до этого. Героями Баллантайна были мальчики, случайно оказавшиеся на необитаемом острове. В трудных ситуациях они неуклонно придерживались кодекса юных джентльменов. Голдинг даже дал имена героев книги Баллантайна - Ральф и Джек - главным героям своего романа. 
  

В библейской мифологии Вельзевул (Веельзевул, Вельзе-буб, Вельзевуб, Веельзебут, Баал-Зебуб) - великий демон, столь высокопоставленный и могущественный, что его нередко принимают за верховного вождя адских сил вместо Сатаны. В действительности Вельзевул - вторая фигура в аду, ближайший соратник и соправитель Сатаны-Люцифера. 
В переводе его имя означает "повелитель мух". Еще по одной версии, Вельзевул получил свое прозвище за то, что вместе с мухами наслал чуму на землю Ханаан. "Вельзевул" переводится как "муж мух". Мухи символизируют грешные души, покинувшие своего истинного жениха - Христа и ставшие "женами" Вельзевула. Вельзевул считается повелителем насекомых. 

Царь крыс, лягушек и мышей,
Клопов и мух, и жаб, и вшей... 
И.-В. Гете. "Фауст" (перевод Б. Л. Пастернака) 

У великого английского поэта Д. Мильтона в "Потерянном рае" Вельзевул - "падший херувим", "второй по рангу и злодейству" после Сатаны, обнаруживает черты величия. Вельзевул - князь первого чина демонов, "псевдобогов", тех, "кто, приняв имя божественного величия, желают быть почитаемыми за богов и принимать жертвы и поклонение". В позднее Средневековье божество Вельзевул из бога Баала трансформировалось в дьявола Вельзевула, изображаемого в облике демона на паучьих лапках с тремя головами: человеческой, кошачьей и жабьей. 
  

"Я пришел к выводу, что человек болен - не отдельные люди, а всякий произвольно взятый человек. Я пришел к выводу, что участь человека - хроническое моральное недомогание и что лучшее, что я мог сделать в то время, - это проследить связь между этим недугом и сильнейшей сварой, которую человек регулярно затевает". 

Уильям Голдинг 

"Вот уже пятьдесят лет во мне растет определенное убеждение: факты жизни заставляют меня думать, что человечество поражено болезнью. Я имею в виду тех людей, с которыми сталкиваюсь. 

На протяжении моей жизни я не раз бывал потрясен и оглушен, узнавая, что мы, люди, можем проделывать друг с другом. Многие из нас знают это гораздо лучше меня и на собственном опыте. О многом, происходившем во время войны, я стараюсь не думать, иначе я ощущаю физическую боль. И раз я убеждаюсь, что человечеству больно, это занимает мои мысли. Я ищу эту болезнь и нахожу ее в самом доступном для себя месте - в себе самом. Я узнаю в этом часть нашей общей человеческой натуры, которую мы должны понять, иначе ее невозможно будет держать под контролем. Вот поэтому я и пишу со всей страстностью, на какую способен... Писатель ставит диагноз болезни, и это столь же высокий долг, как долг врача. 

Для этого нужны две вещи: сострадание, сочувствие к другим людям и еще непреклонность, то есть решимость сказать то, что хочешь сказать, что бы потом с тобой ни случилось". 

Уильям Голдинг. 
Из выступления на встрече писателей Европы. 
Ленинград, 1963 год
 

 

Эти дети живут в военное время (мальчики маршируют, у них баталии и поля сражений уже в крови), на их глазах мир рушился. На его обломках и обломках самолёта, который должен был отвезти их в безопасное место, мальчишки строят собственное государство. В нём будет своя религия, культ личности и война. Детская кровь прольётся.
09 / 01 / 24

«Господа, вы звери»

Алла Игнатенко
По признанию господина Додина, он с новой силой ощутил актуальность этого литературного материала и стремился не реконструировать старые мысли и искания, а высказать то, что мучает его сегодня. Несмотря на узнаваемую декорацию и точное совпадение многих мизансцен, нынешний "Повелитель мух" разительно отличается от прежнего. Он оказался резче, в чем-то проще, жестче и беспощадней.
08 / 06 / 09

Не добрый и не злой

Андрей Пронин
На прежних исполнителей эти актеры не похожи вовсе, и это скорее их преимущество, чем недостаток. Для них премьерный спектакль может стать чем-то вроде теста, проходного экзамена. Потому что после таких уроков, как этот сюжет Голдинга, из статистов вырастают личности. Конечно, невозможно говорить о тех личных, творческих мотивах, по которым худрук Малого драматического вернулся к антиутопии Голдинга. Бессмысленно искать в симптомах нашего времени что-то специфически "голдинговское". Потому что "Повелитель мух" с его темой мирового зла и разнузданной, но управляемой человекомассы остается насущным в любые время и место. Вообще в любые.
29 / 05 / 09

Отделение от котлет

Татьяна Джурова
Взяв изумительную декорацию, созданную Давидом Боровским для спектакля 1986 года, Лев Додин вместе с новым поколением своих учеников снова вернулся на необитаемый остров Голдинга: на сцене снова появились обломки самолета, по которым можно так упоительно лазать, ныряя в люки и проемы. Над сценой зависли тросы, на которых можно летать из одного угла в другой. На этом сходство постановок заканчивается...
09 / 06 / 09

Спаситель не придет

Ольга Егошина