Пьеса и постановка
Художник по костюмам
Режиссёры-ассистенты
Педагоги-репетиторы
9 ноября 1991 года
Первый спектакль - 2 часа 40 минут, второй и третий - 2 часа. Перерыв между частями 1 час.
Премьера состоялась: В Германии в городе Брауншвейг в течение трёх вечеров - 9,10,11 ноября 1991 года, В Санкт-Петербурге три спектакля сыграны в течение дня 21 декабря 1991 года.
Ставрогин Николай Всеволодович
Ставрогина Варвара Петровна
Верховенский Пётр Степанович
Верховенский Степан Трофимович, его отец
Лебядкина Марья Тимофеевна
Лебядкин Игнат Тимофеевич, ее брат
Шатова Дарья Павловна
Шатов Иван Павлович, ее брат
Шатова Мария Игнатьевна, его жена
Кириллов Алексей Нилыч
Федька-Каторжный
Гаганов-Дроздов Маврикий Николаевич
Тушина Лизавета Николаевна
Алексей Егорович, слуга в доме Ставрогиных
Виргинская Арина Прохоровна, акушерка
Виргинский, ее муж
Родственница Виргинских
Липутин Сергей Васильевич
Толкаченко
Шигалев
Лямшин
Учитель
Курсистка
Эркель
Блюм
Отец Тихон, архиерей
Старуха в доме Филиппова
Извозчик и Причетник
Женщины в церкви
Девочка
Постановка осуществлена при поддержке Фонда Нижней Саксонии и фирмы "Хан Молитор Продукцион" (Германия).
Спектакль ведёт Наталья Рудыка
«Бесы» - грандиозная трилогия Льва Додина и Эдуарда Кочергина по знаменитому роману Ф.М.Достоевского. Уникальный опыт трехчастного спектакля, рассчитанного на целый день. Тотальное погружение в мир Достоевского, и, по существу, в семейную историю, ставшую прототипом страшной истории ХХ столетия. Главный герой аристократ Ставрогин, переступивший нравственные табу, но как и все герои Достоевского, сомневающийся, рефлексирующий благородный человек пытается распутать клубок душевных противоречий, разрубить узел скопившихся проблем, оказывается невольно вовлеченным в социалистический кружок, на поверку оказавшийся крошечным прототипом тоталитарной системы.
"Сегодня, когда в России происходит, что происходит, нет нужды особенно комментировать актуальность пророческого романа Достоевского. Бесы и сегодня борются за власть, бесы объявляют войны, бесы начинают век обещаниями великих свершений и кончают великим крахом. Но не могут остановиться и снова, и снова рисуют величайшие иллюзии. Впрочем, всё это не о политике. Не политика движет человеком. В Божественном замысле нам отведён Миг, один лишь Миг, человек не может с этим смириться, и начинает вопрошать. Не получая ответа, он начинает отвечать сам. И эта величайшая подмена рождает величайшие трагедии. Человек уничтожает других, не замечая, как уничтожает себя. Бог дергает сверху, дьявол снизу, а человек дергается на верёвочке, воздевая руки в отчаянии и суча ногами в надежде. Наш театр три года болен Достоевским, этим вечным задавальщиком вопросов, на которые нет ответа. И если нам даже ничего никому не удастся сказать, мы не в обиде. Три года мы отравлялись, и утешалась самопознанием."
Лев Додин
19 августа 1991 года
Роман Фёдора Достоевского "Бесы" был впервые напечатан в журнале "Русский вестник" за 1871-1872 год. Отдельным изданием роман вышел в 1873 году. Сюжет романа тесно связан с конкретным фактом: убийством слушателя Петровской земледельческой академии Ивана Ивановича Иванова, члена тайного общества "Народная расправа". Убийство совершено под руководством организатора общества С.Г.Нечаева. Несмотря на то, что многие данные процесса нечаевцев были воспроизведены в "Бесах" с почти протокольной точностью, история убийства Иванова стала лишь исходным материалом для романа Достоевского.
Роман Ф.М.Достоевского "Бесы" имеет свою непростую сценическую судьбу. Наиболее известны три спектакля: мхатовская версия В.И.Немировича-Данченко"Николай Ставрогин", осуществлённая в 1913 году, инсценировка А.Камю "Les Possedes"("Одержимые бесом"), воплощённая автором на сцене парижского театра Антуана в 1959 году, и спектакль АВайды "Бесы", премьера которого состоялась в Старом театре Кракова в 1970 году, и который был возобновлён в 1974 в Йельском репертуарном театре(США).Критика, обсуждая очередную версию романа "Бесы", отмечала некоторую одноплановость режиссёрских подходов в прочтении произведений Достоевского. В каждом из спектаклей была выбрана одна сюжетная линия романа, остальные же персонажи появлялись на сцене в соответствии с тем, насколько их судьбы переплетаются с судьбой главного героя, выявляют его характер. В некоторых постановках был выведен на сцену рассказчик - лицо , со слов которого велось повествование.
"Бесы" поставлены наперекор всему, что привычно и массово. И свет, которым светится театр во время этого спектакля, возникает, когда люди в зале, отбросив привычное, жадно слушают то, что звучит со сцены.
Наталья Крымова.
газета Невское время (Россия).
Такие сценические прозрения я называю для себя моментом творческого чуда. И, Господи, благослови тех, кому это чудо удается, хотя бы раз в жизни!
Владимир Максимов.
Газета «Русская мысль» (Франция).
Самая гениальная игра в мире? Смотря спектакль Додина «Бесы» по роману Достоевского, зритель часто думает именно так.
И над всеми персонажами – гениальное, ироническое повествование Додстоевского, его отчет о сердцах человеческих, ставший потрясающим спектаклем, где есть все: этика, политика, любовь, благородство, безумие и пафос.
Алэстэир Макьюлэй.
газета Financial Times (Англия).
«Бесы» оказались самым политизированным из романов Достоевского, что не отменяло, а даже усиливало глубочайшую проработку характеров всех без исключения героев. И актеры МДТ играют с безукоризненной достоевской подробностью, и на пределе эмоциональных сил, переосмысливая роли от спектакля к спектаклю, наполняя их современными смыслами.
Сумрак — найденный сценографом свет, скупость оформления (дощатая гильотина, скользящая вверх-вниз над наклонным помостом, покосившимся, как вся русская жизнь, — знаменитое решение Эдуарда Кочергина), фронтальные мизансцены, статика и замедленность одних сцен, бешеные броски и метаморфозы других, надмирная музыка Олега Каравайчука держат спектакль, в котором открывает себя чистая метафизика.
Говорят, однажды молодой Кокто спросил у Дягилева, что необходимо, чтобы попасть в его антрепризу. Тот ответил предельно кратко: "Удиви меня". Мне кажется, трудно предложить лучший критерий для выявления подлинного таланта. Татьяна Шестакова удивляет, и этим все сказано. Я написал не о театре и не о спектакле, о нем еще много будут писать - он заслуживает того. Я написал об Актрисе. Еще раз повторю: ее имя - Татьяна Шестакова. Уверяю вас, это имя стоит запомнить.
...На этот спектакль люди собираются как-то... отрешенно. Заранее отстраняясь от забот повседневности и быта. Они знают - в театре им предстоит провести целый день, с 12 утра до 10 вечера. Посмотреть три спектакля - с перерывами, конечно, чтобы вздохнуть и перекусить, кто как может. В театральных буфетах давки нет - видит око, да карман у большинства неймёт. Вынимают из сумок термосы, разворачивают скудные бутерброды. Сначала каждый немного стесняется, потом приободряется, глядя на соседа. Не хлебом единым... Кажется, что устанавливается здесь некое негласное братство.
В спектакле Л.Додина толпа молящихся в церкви превращается в горстку заговорщиков, и это не "экономия выразительных средств", а именно одни и те же люди, русские, "наши", "на всё готовые", и которые до поры только томятся во мраке, чтобы когда-нибудь обязательно вырваться наружу - как на сцену... Подобно жизни всякого человека, выступающего на сцене актера или притаившегося в зале зрителя, спектакль этот - проходит, бесследно исчезая между двумя провалами тьмы.
Мы используем cookies, чтобы вам проще и удобнее было работать с сайтом. Для получения дополнительной информации, см. Политику обработки персональных данных.