Режиссер
Художественный координатор
В спектакле использована музыка Ж.Тибо, П.Мизраки, И.Штрауса
Спектакль создан при поддержке Министерства культуры Российской Федерации, Благотворительного фонда "Искусство, наука и спорт" и лично Алишера Бурхановича Усманова
24 марта 2014 года
3 часа с одним антрактом
Раневская Любовь Андреевна, помещица
Аня, ее дочь
Варя, ее приемная дочь
Гаев Леонид Андреевич, брат Раневской
Лопахин Ермолай Алексеевич, купец
Трофимов Петр Сергеевич, студент
Шарлотта Ивановна, гувернантка
Епиходов Семен Пантелеевич, конторщик
Дуняша, горничная
Фирс, лакей
Яша, молодой лакей
Спектакль ведет Наталия Соллогуб
Спектакль в МДТ получился суровым, лишенным иллюзий, можно сказать, мрачным и безнадежным — но в то же самое время до краев наполненным жизнью. Наверное, именно это противоречие между чувством обреченности, которое невидимым облаком висит над залом Малого драматического, и разнообразным, подробным, парадоксальным существованием персонажей придает спектаклю то грозовое эмоциональное напряжение, что разряжается не громом и молнией, а точечными внутренними импульсами. Лев Додин читает "Вишневый сад" непредвзято и свободно, не раболепствуя перед текстом, но всякому кажущемуся своеволию находя железное оправдание.
Добровольно покидая тот театр, где живут «актерская игра» и «представление», актеры приносят хрупкий настоящий театр к нам в партер, в мир наших проблем и наших сегодняшних тревог. И нет никакого смысла педантично перечислять ошеломляющие открытия, сделанные на этом пути режиссером.
Что потрясает в артистах Малого Драматического помимо их мастерства – это их умение существовать на чужом тесте, в тиши чужих слов.
И этот «Сад» безусловно «Сад» нашей эпохи, после «Сада» Стрелера, после «Сада» Брука. Теперь у нас есть спектакль Додина с его труппой Малого Драматического (название театра буквально значит «пикколо(малый)», если кому не хватает внутренних связей и совпадений) – на русском языке с итальянскими титрами, но через секунду ты уже смотришь как спектакль на родном языке – это несомненно самые важные гастроли драматического театра в этом году в Милане, если не во всей Италии.
Отвергая привычный взгляд на пьесу, Додин вскрывает в тексте другую истину и смыслы, напрямую связанные с нашей культурой. Безжалостный тезис режиссера доказывает: анонсированная в финале и грядущая «новая жизнь» будет куда страшнее старой жизни, день завтрашний принесет еще больше тревог, чем день вчерашний; «вишневый сад» - это не просто символ ностальгии, а воплощение нашего осознания истории, человечности...
Зрители, которым в заключении Национального Театрального Фестиваля повезло увидеть постановку Льва Додина "Вишнёвый сад", могут с уверенностью считаться баловнями судьбы, так как эта постановка представляет собой настоящую встречу двух гениев: Чехова и великого режиссёра Льва Додина.
Его спектакль настолько живой и непосредственный, его не шаблонные мизансцены - идея использовать все пространство Театра Харви, его страстная труппа, этот хрупкий баланс комедии и трагедии — все это дает иллюзию “жизни как она есть”, по выражению самого Чехова.
А вот Лев Додин, следуя пожеланиям драматурга, в определенной степени соединил моменты нежности и грубости, трагедии и комедии способом, как если бы, можно сказать, сама жизнь сделала это.
«Вишнёвый Сад» Додина - спектакль на века, он войдет в историю и встанет рядом с «Вишнёвым Садом» Питера Брука, который десятилетия назад играли в этом же театре в Бруклине.
…на свет является спектакль, наполненный воздухом комедии и эмоциональным весом трагедии. Спектакль, идеально воплощающий почти враждебные друг другу противонаправленные импульсы пьесы…
Явная и тайная печаль пронизывает и удивительный, оригинальный и странный спектакль Льва Додина. […] Что сказать! Такой труппы нет нигде в мире. Творческий коллектив Малого драматического – это тоже своего рода «вишнёвый сад», поразительная драгоценность...
И только руки разведешь от того, как, оказывается, можно обращаться с Чеховым – легко и отважно, как с живым, умным, ироничным автором, а не истуканом из пантеона. И от того, как эти вспышки несусветного счастья высвечивают неминуемую беду. Это восхищение режиссерским бесстрашием не только не отступает, но по ходу действия все усиливается.
Актеры играют с той прозрачностью, когда, кажется, видишь ток крови по жилам, ощущаешь биение мысли. Каждый взгляд, каждый поворот головы, едва слышный вздох вплетены в общую ткань рвущейся жизни.
Этот новый додинский Чехов, кажется, совсем простой, взятый почти документально. Может, оттого и слышишь его иначе? И видишь как впервые: жизнь, застигнутую врасплох, и чеховских героев, как и нас, — врасплох застигнутых жизнью.
Додин обращается к «Вишневому саду» во второй раз, спустя 20 лет. С тех пор утекло много воды, и новый спектакль с его тончайшей нюансировкой смыслов, метафор и символов требуется посмотреть не единожды, чтобы приблизиться к смыслам.
Когда-то в этом театральном пространстве нас сразили «Братьями и сестрами». Безоглядная достоверность уже тогда вызывала ощущение, что мы не в театре. О том спектакле говорили: «Это уже не театр, это кино какое-то...». Лев Додин строил театр. Однако непреднамеренные отношения с кино все равно существовали: на сцену прорывалась эстетика то Бергмана, то Феллини, возникали параллели с ранним Германом. К кино режиссер ревновал своих актеров. Но сейчас вступил в сговор и в диалог с «синематографом».
С инерцией восприятия Лев Додин покончил в первых же тактах спектакля, точнее, не оставил ни единого шанса на шлейфы воспоминаний, тянущихся за каждым чеховским персонажем, - обрубил просто на корню. Психологический шок испытываешь невероятный: всех присутствующих он сделал не сочувствующими сторонними наблюдателями - самыми что ни на есть непосредственными участниками событий. При чем эмоциональное напряжение достигается такое, что слышен пульс у человека в другом конце зала.
Спектакль у Додина получился совершенно без сентиментальностей, но очень мудрым.
Лев Додин поставил «Вишневый сад» — спектакль виртуозный, изысканно красивый и совершенно безнадежный.
Мы используем cookies, чтобы вам проще и удобнее было работать с сайтом. Для получения дополнительной информации, см. Политику обработки персональных данных.